Пространственные и сетчатые конструкции, Вернадский, Шухов, Ладовский, Крутиков, Мельников, Савельев, Мухин, Шевнин, Shevnin, геномная архитектура

суббота, 15 марта 2008 г.

До геномной архитектуры.

«Biomediale. Современное общество и геномная культура»
Марат Гельман и Новый Мир Искусства.

Составление и общая редакция Дмитрия Булатова bulatov@ncca.koenig.ru

На русском/английском языке, 27 x 21 см, 500 стр., 412 ч/б, 50 цвет. илл., твердый переплет, суперобложка, буклеты. Калининградский филиал Государственного центра современного искусства, Государственное издательство "Янтарный сказ": Калининград, 2004 ISBN 5-7406-0853-7

Эта антология является первым в России междисциплинарным изданием, направленным на осознание и комплексное изучение влияния, оказываемого развитием био- и генно-инженерных технологий на современное общество. Она посвящена анализу культурных, социальных, этических и идеологических аспектов воздействия этих методов (и ряда соположимых технологических направлений) на общественное сознание, выработке перспективных стратегий деятельности, направленных на культурную адаптацию этого влияния в обществе. Скрытый междисциплинарный конфликт научно-технологического и этико-эстетического элементов дискурса заставляет по-новому формулировать понятие дискуссионного пространства. Поэтому, наряду со статьями, дающими общее представление о состоянии био- и генно-инженерных технологий на сегодняшний день, и этико-философскими рефлексиями на тему, книга включает в себя материалы, посвященные теории и практике современного искусства, представители которого, взяв на вооружение новейшие технологические средства, предлагают свои варианты эстетического "освидетельствования" наступившей эпохи.

Рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации для широкого круга читателей, интересующихся эстетикой новаторских форм художественного творчества ХХI века.

Книга состоит из нескольких разделов:

- Наука и технологии (состояние и перспективы)
- Общество и геномная культура (философские и социальные аспекты)
- Искусство и геномика (исторические аспекты, массовая культура)
- Современное искусство и новые художественне стратегии (Искусственная жизнь, Ars Genetica, Ars Chimaera, Культура и искусство тканей)

Авторы статей (художники и теоретики):

Светлана Боринская (Россия), Абрам Йойрыш (Россия), Юджин Такер (США), Ансамбль критического искусства (США), SubRosa (Голландия), Рикардо Домингес (США), Биргит Рихард (Германия), Свен Дрюль (Германия), Борис Гройс (Россия), Стивен Уилсон (США), Михаил Гельфанд (Россия), Мелентий Пандиловски (Македония), Рой Эскотт (Великобритания), Марк Бедо (США), Луи Бек (Франция), Алан Дорин (Австралия), Павел Тищенко (Россия), Криста Зоммерер (Япония), Валерий Шумаков (Россия), Джордж Гессерт (США), Кетлин Роджерс (Великобритания), Брендон Балланже (США), Марта ди Минизиш (Португалия), Адам Заретски (США), Всеволод Макеев (Россия), Джо Дэвис (США), Дэвид Кремерс (США), Эдуардо Кац (Бразилия), Дмитрий Булатов (Россия), Валерий Подорога (Россия), Йонат Цурр (Австралия), Орон Каттс (Австралия), Дмитрий Пригов (Россия).

В данном издании принимают участие видные международные ученые, культурологи, философы и художники. Среди них: Джордж Гессерт (один из пионеров био-арта и генетического искусства, США), Борис Гройс (ведущий специалист по вопросам русского искусства ХХ века, Австрия), Йонат Цурр (один из пионеров влажного искусства, Австралия), Криста Зоммерер (теоретик и практик био-software-арта, Япония), Валерий Подорога (известный представитель российской философской мысли), Луи Бек (один из видных теоретиков Artificial Life, Франция), Дмитрий Пригов (один из ключевых представителей российского концептуализма, Россия), Рой Эскотт (один из пионеров электронного искусства, Великобритания) и др. Антология также включает в себя различные справочные материалы: иллюстрированную галерею влажного искусства, биографические, библиографические данные, веблиографию и словарь терминов и понятий.

Издание осуществлено при содействии:

Министерства культуры Российской Федерации
Государственного центра современного искусства (Москва)
Немецкого культурного центра им. Гете (Санкт-Петербург)
Ассоциации Альянс Франсез (Санкт-Петербург)
Art&Science collaborations, INC (Нью-Йорк)
Центра искусств и медиатехнологий (Карлсруэ, Германия).
Музея современного искусства (Нью-Йорк)
Шведского института (Стокгольм)
Галереи Рональда Фельдмана (Нью-Йорк)
Массачусетского технологического института (Кембридж)
Факультета микробиологии и молекулярной генетики Гарвардской школы медицины (Бостон)

За дополнительной информацией и по вопросам заказов книги обращаться: Дмитрий Булатов bulatov@ncca.koenig.ru

Данная антология чрезвычайно значима с точки зрения освидетельствования всего комплекса взаимоотношений между технологически ориентированными науками о жизни и искусством, которое апеллирует к технологиям подобного рода, сопровождая их необходимым критическим комментарием. У сегодняшнего читателя появилась возможность проследить за тем, как меняется отношение к понятию Природы и "природного", созданного человеком, равно как у последующего поколения художников и теоретиков – оценить динамику этих изменений.

Алан Дорин, директор Центра электронных искусств Университета Монэш (Клейтон, Австралия)

Важность этого проекта заключается в том, что он сфокусирован на социальном и эстетическом влиянии, оказываемом науками о жизни на общество в целом.

Биргит Рихард, теоретик искусства, приглашенный редактор журнала "Kunstforum International"

Антология "Biomediale" – исключительный вклад в формирование критического дискурса и лексикона современных направлений биотехнологий. Поскольку сегодня глобальная капиталистическая система для удовлетворения своих нужд вплотную приблизилась к необходимости переустройства органического мира на молекулярном уровне, такое издание как "Biomediale" предлагает перспективный критический инструментарий, располагающийся вне риторики корпоративной утопии и экологического реакционизма.

Ансамбль критического искусства, США

Публикация данной книги в России имеет огромное значение для развития трансгенного искусства как нового международного направления и может послужить поводом для очередного витка общественных споров о роли биотехнологий в современной культуре.

Эдуардо Кац, заведующий кафедрой искусства и технологий Школы искусств Чикагского художественного института (США)

Проблемы, которые ставят перед собой биотехнологии, выходят за рамки их рассмотрения научно-исследовательским сообществом, фармацевтикой и медициной; биотехнологии тесным образом связаны с развитием научно-технологического подхода в культурной практике, политическими и этическими аспектами человеческого существования, а также вопросами свободы образования и открытой публичной дискуссии. Проект Biomediale – серьезный шаг на пути признания универсальности биотехнологического дискурса в современном обществе.

Юджин Такер, профессор кафедры новых технологий Школы литературы, коммуникаций и культуры Технологического института (Джорджия, США)

Нельзя преувеличить важность этого проекта. "Современное общество и геномная культура" – ни много ни мало как воплощение искусства, основанного на принципах эволюции.

Джордж Гессерт, художник, США

Новое направление биологического искусства (или как мы предпочитаем именовать его – искусства влажной биологии) нуждается в антологии именно такого рода. Несмотря на то, что ранее предпринимались немногочисленные попытки фиксации деятельности современных художников, работающих в области биологии, данное издание, на наш взгляд, является наиболее внушительным, поскольку включает авторов, апеллирующих в своих работах к различным аспектам и возможностям современной биологии и генной инженерии.

Йонат Цурр, Орон Каттс, художники, исследовательская лаборатория "SimbioticA" Школы анатомии и биологии Университета Западной австралии (Перт, Австралия)

По мере развития самой технологии и понимания сути генетики художники будут более обстоятельно осваивать технический инструментарий и овладевать набором методов молекулярной генетики и биологии. В ближайшем будущем уже появятся художественные произведения, созданные на основе нескольких генов и даже генома в целом.

Джо Дэвис, художник, сотрудник лаборатории Александра Рича биологического факультета Массачусетского технологического института (Кембридж, Массачусетс, США)

Мы живем в эпоху генных технологий, позволяющих нам как в зеркало взглянуть на самих себя и свои ценностные ориентиры. Я глубоко уверена, что эта чрезвычайно своеобразная международная антология по мере своего воплощения даст возможность читателю в полной мере оценить тот масштаб влияния, которое оказывает развитие биотехнологий на современное общественное сознание.

Кетлин Роджерс, преподаватель на факультете искусства и информации Института искусств и дизайна (Фэрнхэм, Великобритания)

Разумеется, коммуникация с другими видами природной жизни должна быть продолжена. Но не свидетельствует ли практика приручения животных, зоотехника, исследования сознания животных, поиск параязыков и внеземная биология о непреодолимой потребности человечества в наличии другого – представителя (ей) видов, порожденных другой жизнью?

Луи Бек, исследователь, советник Министерства культуры Франции, эксперт Совета Европы по вопросам новых технологий.

Можно сказать, что антология "Biomediale: Современное общество и геномная культура" является важнейшим вкладом в области междисциплинарных наук, который окажет значительное влияние на международное художественное сообщество. Роль биологии и геномики будет столь же значима в современном искусстве, как и роль геномики в современной науке.

Марк Бедо, профессор кафедры философии Риид Колледжа (Портленд, США)

На сегодняшний день биология и биотехнология находятся в ряду наиболее актуальных сфер человеческой деятельности. Впервые на примере этой антологии нам предоставляется возможность оценить влияние, оказываемое биологией на современное искусство.

Марта ди Минизиш, художник, сотрудник исследовательской программы Королевского колледжа науки, технологии и медицины (Лондон, Великобритания)

В наступившем столетии со стороны культуры непременно последует ответ на развитие таких дисциплин, как биотехнология и генетика, поскольку именно они в максимальной степени затрагивают социальные, этические и философские аспекты современной жизни. Научно-исследовательские лаборатории больше не могут оставаться вотчиной этих дисциплин; они должны стать частью более широкого дискурса культуры. Поэтому я с большим уважением отношусь к работе над изданием этой антологии, которая без сомнений послужит стимулом в дальнейшей работе художников и теоретиков.

Мелентий Пандиловски, директор Центра современного искусства (Скопье, Македония)

Едва ли можно переоценить значение данной антологии. Благодаря профессиональной работе художников, инженеров и ученых в современной культуре назрел переломный момент, когда меняется представление о человеке, природе Разума, а также о способах адаптации окружающей среды к новым формам коммуникации и социального взаимодействия.

Рой Эскотт, директор Центра прикладных исследований в области интерактивных искусств Университета Уэльса (Великобритания)

Только мичуринская и лысенковская биология могла при культивировании растений одного вида надеяться на появление у них особенностей другого вида. И как невозможен переход от такой биологии к генетике, так же невозможно, развивая теорию и практику устоявшихся форм современного искусства прийти к формам, адекватным ситуации сегодняшнего и завтрашнего дня.

Дмитрий Булатов, куратор Государственного центра современного искусства (Калининград, Россия)

Помимо самой своей оригинальности, эта антология касается весьма актуальной и на данный момент даже болезненной темы, болезненной и актуальной не только для искусства, но и для всей мировой культуры – трансгенетических изменений; и в дальнейшей проекции еще более широкой и общей проблемы – новой антропологии. Как художественных, так и культурно-философских исследований в данной области до сей поры было весьма немного, а в России, так и вовсе, этот проект – пионерский.

Дмитрий Александрович Пригов, поэт, лауреат Пушкинской премии

Как-то спокойнее, когда такими технологиями занимаются не только лояльные трудоголики из частных и государственных корпораций, но и безбашенные богемные художники. Хотя бы потому, что вторые стремятся рассказать о своих работах как можно больше, чем радикально отличаются от первых.

Леонид Левкович-Маслюк, зам. Главного редактора еженедельника "Компьютерра" (Москва, Россия)

Комментариев нет:

Shukhov+Melnikov+Shevnin

Группы Google
Складной каркас сетчатой оболочки вращения. В.Г.Шухов, Н.П.Мельников
Перейти в эту группу

Архив блога