Пространственные и сетчатые конструкции, Вернадский, Шухов, Ладовский, Крутиков, Мельников, Савельев, Мухин, Шевнин, Shevnin, геномная архитектура

понедельник, 17 марта 2008 г.

инженер-архитектор-дизайнер-микробиолог

Алексей К. Соловьев

Проектное творчество и архитектурное образование
в Московском Государственном Строительном Университете
в новых экономических условиях
Начало века в Европе - эпоха революции. Германия и Россия. Их история в это время имеет много похожего. Эти общие черты в развитии отразились и на художественном мышлении. Новые революционные идеи в искусстве выразились в Германии "Баухауз". В России аналогичной школой и философским направлением в прикладном искусстве и архитектуре был ВХУТЕМАС - Высшие Художественные Технические Мастерские. В 1922 г. ВХУТЕМАС положил начало художественно-промышленному образованию в России.
Наследие ВХУТЕМАС - это и новые концепции формообразования в архитектуре, это и носители этих концепций - выпускники этой школы, оказавшие большое влияние на архитектуру и на архитектурное образование.
В ноябре 1997 г. архитектурная общественность отмечала 75-летие ВХУТЕМАС. К этому юбилею была организована В МАРХИ выставка, основной задачей которой было показать атмосферу ВХУТЕМАСА и то, как современные студенты ощущают эту атмосферу и воплощают ее в своих проектах. Были воссозданы интерьеры мастерской, позволяющие ощутить атмосферу ВХУТЕМАСА. На иллюстрациях эти интерьеры показаны как бы снаружи и изнутри.

Работая над интерьерами этой выставки, современные студенты не только поняли, но и почувствовали тот творческий настрой, который господствовал в этом учебном заведении. То, что это венчалось успехом, подтверждало их работы, выполненные на тему ВХУТЕМАСА. В основном это были макеты, часть из которых представлена на иллюстрациях. Здесь были и чисто формальные композиции, перекликающиеся с башней Татлина, были и формы, продиктованные современными потребностями.
"Летающий город" Крутикова и другие работы. Можно сказать, что задания ВХУТЕМАСА были понятны современным студентам.
Выпускники ВХУТЕМАСА впоследствии в значительной степени повлияли на стиль работы трех высших школ (Московский Архитектурный институт - МАРХИ, Московское Высшее художественное промышленное училище - Строгановское, и Московский Институт Инженеров гражданского строительства - МИИГС).
В этой связи хорошо проследить взаимосвязь формальных поисков Татлина и реально существующего инженерного сооружения Шуховской телебашни в центре Москвы.
Работы выпускников этой школы, такие как проект электростанции МОГЭС Жолтовского,
того самого апологета интерпретаций Возрождения в эпоху сталинизма, построившего "Палаццо дель Капитанио из Виченцы" на площади Революции, вошли в золотой фонд архитектуры эпохи конструктивизма.
Некоторые из этих авнгардистов, такие как Мельников (Его дом в арбатских переулках в Москве или клуб Русакова показаны на иллюстрациях) увлеклись формальной стороной этой архитектуры. Другие образовали функциональную школу. Многие из них стали такими специалистами, которых мы теперь называем инженерами-архитекторами. Фактически таким специалистом был и Ле-Корбюзье.

Современный Московский Государственный Строительный Университет - продолжитель МИИГСА. В нем работали такие выпускники ВХУТЕМАСА как Чернопытский, Фуфаев, Калиш, Великовский, Меньшиков и другие. Собственно, они не дали улучшить концепции "инженер-архитектор", которая возродилась в настоящее время.

Комментариев нет:

Shukhov+Melnikov+Shevnin

Группы Google
Складной каркас сетчатой оболочки вращения. В.Г.Шухов, Н.П.Мельников
Перейти в эту группу

Архив блога