В скульптуре Габо «Кручение» сгусток прозрачного целлулоида в процессе вращения вытягивается, образуя фигуру вращающегося штопора. Фигура эта настолько бесплотна, прозрачна, невесома, что кажется, она соткана из «идеальной» материи, пространства и лишь выносит на свет таящиеся в нем законы гармонии, строящие его, и мироздание. Законы эти Габо ощущает как человек серьезно причастный, знакомый с открытиями физики XX века. Скульптура воплощает и таящееся в пространстве движение. Такова и «круглая конструкция», в которой в таких же отношениях с пространством находятся и полукруги, очертаниями подобные тончайшему графическому рисунку, и прикрепленные к ним тонкие прозрачные плоскости, совместно овладевающие пространством, отдающиеся ему. Полукруги и плоскости совместно пунктиром прочерчивают фигуру шара.В скульптуре Габо «Кручение» сгусток прозрачного целлулоида в процессе вращения вытягивается, образуя фигуру вращающегося штопора. Фигура эта настолько бесплотна, прозрачна, невесома, что кажется, она соткана из «идеальной» материи, пространства и лишь выносит на свет таящиеся в нем законы гармонии, строящие его, и мироздание. Законы эти Габо ощущает как человек серьезно причастный, знакомый с открытиями физики XX века. Скульптура воплощает и таящееся в пространстве движение. Такова и «круглая конструкция», в которой в таких же отношениях с пространством находятся и полукруги, очертаниями подобные тончайшему графическому рисунку, и прикрепленные к ним тонкие прозрачные плоскости, совместно овладевающие пространством, отдающиеся ему. Полукруги и плоскости совместно пунктиром прочерчивают фигуру шара.
Скульптура Певзнера в форме воронки[3], казалось бы, также могла решать тему вращения. Но он создает образ противоположного характера, не имеющий никакого отношения к пространству и вращению. Воронка самодостаточна как предметная форма, и всей ее структуре движение противопоказано. Внутреннее движение и энергия массы, воплощенные в прочерчивающих объем линиях, гасятся резким обрезом края скульптуры.
Красноречиво сравнение работ, исполненных для одного и того же конкурса: проектов композиций для увековечения памяти неизвестных политических заключенных. Проект Певзнера основан на замкнутом кольце, сложно пересеченном тросами, ассоциирующемся с образом тюремной решетки. Проект Габо представляет собой две истаивающие кверху стелы, оберегающие, как ладони свечу, стоящий между ними столб. Форма открыта пространству... Оба проекта братьев были удостоены второй премии.
Не менее показательно сравнение проектов аэропорта. У Певзнера конструкцию составляют треугольные Лопасти, напоминающие сцепленные между собой крылья птиц, которые не могут взлететь и крутятся на месте. Какая-то сила приковывает их к земле. Форма закрытая, статичная, самодостаточная.
Проект Габо представляет собой комбинацию из трех квадратов: черного, белого и прозрачного, диагонально установленных по отношению друг к другу и к земле. Они вдохновлены квадратами Малевича. Прямое цитирование этого художника не случайно – пространственная концепция Габо во многом родственна концепции создателя супрематизма, его постулатам о законах земного и околоземного пространства, воплощенных искусством. Конструкция Габо связана не с конкретным местом, а с пространством «безмерной глубины», которая провозглашена в «Реалистическом манифесте» как его главный признак.
Показательно пристрастие Габо к форме кристалла. Из всех ипостасей «единицы» – клетки материального, вещественного, кристалл особенно поражает своей правильной стереометрической формой и поэтому, возникая в физических и химических процессах, кажется порождением интеллекта и тем самым демонстрирует близость материального и «идеального».
Скульптура Певзнера в форме воронки, казалось бы, также могла решать тему вращения. Но он создает образ противоположного характера, не имеющий никакого отношения к пространству и вращению. Воронка самодостаточна как предметная форма, и всей ее структуре движение противопоказано. Внутреннее движение и энергия массы, воплощенные в прочерчивающих объем линиях, гасятся резким обрезом края скульптуры.
Красноречиво сравнение работ, исполненных для одного и того же конкурса: проектов композиций для увековечения памяти неизвестных политических заключенных. Проект Певзнера основан на замкнутом кольце, сложно пересеченном тросами, ассоциирующемся с образом тюремной решетки. Проект Габо представляет собой две истаивающие кверху стелы, оберегающие, как ладони свечу, стоящий между ними столб. Форма открыта пространству... Оба проекта братьев были удостоены второй премии.
Не менее показательно сравнение проектов аэропорта. У Певзнера конструкцию составляют треугольные Лопасти, напоминающие сцепленные между собой крылья птиц, которые не могут взлететь и крутятся на месте. Какая-то сила приковывает их к земле. Форма закрытая, статичная, самодостаточная.
Проект Габо представляет собой комбинацию из трех квадратов: черного, белого и прозрачного, диагонально установленных по отношению друг к другу и к земле. Они вдохновлены квадратами Малевича. Прямое цитирование этого художника не случайно – пространственная концепция Габо во многом родственна концепции создателя супрематизма, его постулатам о законах земного и околоземного пространства, воплощенных искусством. Конструкция Габо связана не с конкретным местом, а с пространством «безмерной глубины», которая провозглашена в «Реалистическом манифесте» как его главный признак.
Показательно пристрастие Габо к форме кристалла. Из всех ипостасей «единицы» – клетки материального, вещественного, кристалл особенно поражает своей правильной стереометрической формой и поэтому, возникая в физических и химических процессах, кажется порождением интеллекта и тем самым демонстрирует близость материального и «идеального».
Пространственные сетчатые конструкции и бионическая архитектура
вторник, 1 июля 2008 г.
«Кручение»
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий