Пространственные и сетчатые конструкции, Вернадский, Шухов, Ладовский, Крутиков, Мельников, Савельев, Мухин, Шевнин, Shevnin, геномная архитектура

пятница, 7 декабря 2007 г.

Шухов В.Г

Владимир Григорьевич ШУХОВ
(1853 - 1939)

В.Г. Шухов родился в 1853 г. в городе Грайворон Белгородской губернии. Умер в 1939 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1871 г. Шухов поступил в Московское техническое училище, которое окончил с отличием в 1876 г., получив диплом инженера-механика. После окончания училища Шухов принял участие в поездке по США с целью сбора информации о последних технических достижениях этой страны.

По возвращении из поездки Шухов работает проектировщиком паровозных депо железнодорожного общества Варшава - Вена. С 1878 - 1880 г. в Азербайджане сотрудником конструкторского бюро А.Бари.

С 1880 г. Шухов - главный инженер конструкторского бюро А.Бари.

После революции 1917 г. фирма А.Бари была национализирована и преобразована в организацию "Стальмост" (в настоящее время АОЗТ "ЦНИИПСК им. Мельникова"), а главный инженер В.Г. Шухов был избран ее руководителем.

С 1918 г. Шухов член Государственного комитета нефтяной промышленности. С 1927 г. член Советского правительства. В 1927 г. избран член-корреспондентом Российской Академии наук. В 1928 г. - заслуженный деятель науки и техники. В 1929 г. - почетным членом Академии наук СССР и лауреат Ленинской премии.

В.Г.Шухов один из замечательных конструкторов конца XIX - начала XX столетия, входит в плеяду выдающихся инженеров России. Наряду с Г.Эйфелем, Р. Мелартом, Э.Фрейсине Шухов является основоположником современных строительных конструкций.

В 1878 г. Шухов построил первый в России нефтепровод, разработал конструкцию цилиндрического резервуара с тонким днищем на песчаной подушке и ступенчатой толщиной стенок (современные резервуары строятся по тому же принципу) и форсунку для горения мазута.

В последующие годы Шуховым были созданы различные насосы, запроектированы и построены нефтеналивные суда, установки для переработки нефти, а также открыт принцип крекинга нефти, система Московского водоснабжения (1887-1890гг.).

Шухов изобрел новый водотрубный котел в горизонтальном и вертикальном исполнении (знаменитые "Паровые котлы Шухова"). В 1896 г. начато их серийное производство.

В 1892 г. Шухов построил свои первые железнодорожные мосты. В последующем он спроектировал несколько типов мостов (с пролетами от25 до 100 м.), на основе этих типовые решений под его руководством было построено 417 мостов на различных железнодорожных линиях.

Шухов разработал конструкции покрытий самого различного назначения. Известы арочные покрытия московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж, гостиница "Метрополь", дебаркадер Киевского вокзала в Москве и др.

В 1895 г. Шухов подает заявку на сетчатые покрытия (сетки из полосовой и уголковой стали с ромбовидными ячейками). На Всероссийской Промышленной выставке фирма А.Бари по проектам Шухова построила 4 павильона с висячими покрытиями.

По принципу сетчатых конструкций Шухов разработал конструкцию сетчатой башни гиперболоидного типа и широко использовал такое конструктивное решение в водонапорных башнях, опорах линий электропередач, мачт военных кораблей. Наибольшую высоту среди гиперболоидных башен имела башня маяка в г. Херсоне (68 м.).

Дальнейшей модификацией идеи сетчатых гиперболоидных конструкций стала конструкция радиобашни на Шаболовке (г. Москва), построенной Шуховым в 1919 - 1922 гг. Первоначальный проект высотой 350 м из-за дефицита металла был заменен на 150 метровый вариант, который эксплуатируется и поныне.

Последней работой Шухова в области строительной техники стало сохранение архитектурного памятника - минарета знаменитого медресе в г.Самарканде (XV век). По проекту Шухова и под его руководством накренившийся после землетрясения минарет был с помощью своеобразного коромысла выправлен.

Шуховым опубликовано 25 работ и получено 11 патентов.

Сохранившиеся конструкции В.Г.Шухова в Москве.
1 Киевский вокзал. Перекрытие перрона пролетом 48 м (1912-1917)
2 Миусский трамвайный парк. Арочное покрытие 69х28,25 м (1908)
3 Бахметьевский автобусный парк. Каркасное перекрытие (1926). Ул. Образцова 19а.
4 Гараж для грузовых машин. Каркасное перекрытие (1927 -1929). Новорязанская ул 27.
5 Главный почтамт.Металлостеклянное перекрытие кассового зала (1912). Ул. Мясницкая 26.
6 Пристройка картинной галереи. Металлостеклянное перекрытие (после 1900). Ул. Мясницкая 21.
7 Петровский пассаж.Металлостеклянное перекрытие (1902). Ул. Петровка 2.
8 Гостиница "Метрополь".Металлостеклянное покрытие над главным залом (1899 - 1903). Охотный ряд 1.
9 Верхние торговые ряды (ГУМ). Цилиндрическое металлостеклянное перекрытие над 3 пассажами, каждое 250х15 м (1889 - 1893). Красная площадь 2.
10 Трамвайный парк. Конструкция павильонного типа. Угол ул. Шаболовка и ул. Донская.
11 Шаболовская телебашня. Шестиярусная стальная башня гиперболоидного типа h=152 м (1919 - 1922).
Строения фирмы Бари (в настоящее время завод "Динамо").
12 Здание кузницы. Шатровое покрытие, конструкции из металлических ферм L=42м (1902).
13 Нефтехранилище (в настоящее время складское помещение). Цилиндрический стальной резервуар с деревяным покрытием (до 1890)
14 Здание президиума Российской Академии наук. Перекрытие зала заседаний. Ленинский проспект 14.

Комментариев нет:

Shukhov+Melnikov+Shevnin

Группы Google
Складной каркас сетчатой оболочки вращения. В.Г.Шухов, Н.П.Мельников
Перейти в эту группу