Пространственные сетчатые конструкции и бионическая архитектура

вторник, 1 июля 2008 г.

«Кручение»

В скульптуре Габо «Кручение» сгусток прозрачного целлулоида в процессе вращения вытягивается, образуя фигуру вращающегося штопора. Фигура эта настолько бесплотна, прозрачна, невесома, что кажется, она соткана из «идеальной» материи, пространства и лишь выносит на свет таящиеся в нем законы гармонии, строящие его, и мироздание. Законы эти Габо ощущает как человек серьезно при­частный, знакомый с открытиями физики XX века. Скульптура во­площает и таящееся в пространстве движение. Такова и «круглая конструкция», в которой в таких же отношениях с пространством находятся и полукруги, очертаниями подобные тончайшему графическому рисунку, и прикрепленные к ним тонкие прозрачные плоскости, совместно овладевающие пространством, отдающиеся ему. Полукруги и плоскости совместно пунктиром прочерчивают фигуру шара.В скульптуре Габо «Кручение» сгусток прозрачного целлулоида в процессе вращения вытягивается, образуя фигуру вращающегося штопора. Фигура эта настолько бесплотна, прозрачна, невесома, что кажется, она соткана из «идеальной» материи, пространства и лишь выносит на свет таящиеся в нем законы гармонии, строящие его, и мироздание. Законы эти Габо ощущает как человек серьезно при­частный, знакомый с открытиями физики XX века. Скульптура во­площает и таящееся в пространстве движение. Такова и «круглая конструкция», в которой в таких же отношениях с пространством находятся и полукруги, очертаниями подобные тончайшему графическому рисунку, и прикрепленные к ним тонкие прозрачные плоскости, совместно овладевающие пространством, отдающиеся ему. Полукруги и плоскости совместно пунктиром прочерчивают фигуру шара.

Скульптура Певзнера в форме воронки[3], казалось бы, также могла решать тему вращения. Но он создает образ противоположно­го характера, не имеющий никакого отношения к пространству и вращению. Воронка самодостаточна как предметная форма, и всей ее структуре движение противопоказано. Внутреннее движение и энергия массы, воплощенные в прочерчивающих объем линиях, га­сятся резким обрезом края скульптуры.

Красноречиво сравнение работ, исполненных для одного и того же конкурса: проектов композиций для увековечения памяти неиз­вестных политических заключенных. Проект Певзнера основан на замкнутом кольце, сложно пересеченном тросами, ассоциирующемся с образом тюремной решетки. Проект Габо представляет собой две истаивающие кверху стелы, оберегающие, как ладони свечу, стоя­щий между ними столб. Форма открыта пространству... Оба проекта братьев были удостоены второй премии.

Не менее показательно сравнение проектов аэропорта. У Певзнера конструкцию составляют треугольные Лопасти, напоминающие сцепленные между собой крылья птиц, которые не могут взлететь и крутятся на месте. Какая-то сила приковывает их к земле. Форма закрытая, статичная, самодостаточная.

Проект Габо представляет собой комбинацию из трех квадратов: черного, белого и прозрачного, диагонально установленных по отно­шению друг к другу и к земле. Они вдохновлены квадратами Мале­вича. Прямое цитирование этого художника не случайно – простран­ственная концепция Габо во многом родственна концепции создателя супрематизма, его постулатам о законах земного и околоземного пространства, воплощенных искусством. Конструкция Габо связана не с конкретным местом, а с пространством «безмерной глубины», которая провозглашена в «Реалистическом манифесте» как его глав­ный признак.

Показательно пристрастие Габо к форме кристалла. Из всех ипо­стасей «единицы» – клетки материального, вещественного, кристалл особенно поражает своей правильной стереометрической формой и поэтому, возникая в физических и химических процессах, кажется порождением интеллекта и тем самым демонстрирует близость мате­риального и «идеального».

Скульптура Певзнера в форме воронки, казалось бы, также могла решать тему вращения. Но он создает образ противоположно­го характера, не имеющий никакого отношения к пространству и вращению. Воронка самодостаточна как предметная форма, и всей ее структуре движение противопоказано. Внутреннее движение и энергия массы, воплощенные в прочерчивающих объем линиях, га­сятся резким обрезом края скульптуры.

Красноречиво сравнение работ, исполненных для одного и того же конкурса: проектов композиций для увековечения памяти неиз­вестных политических заключенных. Проект Певзнера основан на замкнутом кольце, сложно пересеченном тросами, ассоциирующемся с образом тюремной решетки. Проект Габо представляет собой две истаивающие кверху стелы, оберегающие, как ладони свечу, стоя­щий между ними столб. Форма открыта пространству... Оба проекта братьев были удостоены второй премии.

Не менее показательно сравнение проектов аэропорта. У Певзнера конструкцию составляют треугольные Лопасти, напоминающие сцепленные между собой крылья птиц, которые не могут взлететь и крутятся на месте. Какая-то сила приковывает их к земле. Форма закрытая, статичная, самодостаточная.

Проект Габо представляет собой комбинацию из трех квадратов: черного, белого и прозрачного, диагонально установленных по отно­шению друг к другу и к земле. Они вдохновлены квадратами Мале­вича. Прямое цитирование этого художника не случайно – простран­ственная концепция Габо во многом родственна концепции создателя супрематизма, его постулатам о законах земного и околоземного пространства, воплощенных искусством. Конструкция Габо связана не с конкретным местом, а с пространством «безмерной глубины», которая провозглашена в «Реалистическом манифесте» как его глав­ный признак.

Показательно пристрастие Габо к форме кристалла. Из всех ипо­стасей «единицы» – клетки материального, вещественного, кристалл особенно поражает своей правильной стереометрической формой и поэтому, возникая в физических и химических процессах, кажется порождением интеллекта и тем самым демонстрирует близость мате­риального и «идеального».

Комментариев нет:

Авторы